ГАУКАО «Амурская областная филармония»
ОПДОД «Детская филармония»
РЕФЕРАТ на тему:
«Значение аппликатуры в воспитании исполнительских навыков у учащихся пианистов»
Выполнил:
Брен Елена Валентиновна
старший методист,
педагог дополнительного образования, концертмейстер
ГАУКАО «Амурская областная филармония»
ОПДОД «Детская филармония»
Благовещенск 2025г
Правильно подобранная аппликатура важна с дух точек зрения:
1.способствует ясности музыкального изложения
2.облегчает технические задачи
Каждый зрелый музыкант хорошо понимает значение аппликатуры. Целесообразный выбор пальцев помогает осуществить разнообразнейшие задачи и способствует преодолению многих пианистических трудностей. Удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели.
С первых лет обучения необходимо воспитать в учениках сознательное отношение к аппликатуре. Важно бороться с невнимательным отношением к обозначенным в нотах пальцам. Было бы неправильно настаивать на выполнении написанной аппликатуры, однако она не всегда оказывается удачней, а иногда и не подходит для ученика в силу каких-либо индивидуальных особенностей.
Принципы применения аппликатуры выработаны практикой. Отдельные правила аппликатуры иногда противоречат друг другу. В таких случаях музыкальное содержание определяет, какому из них отдавать предпочтение. Поэтому необходимо приучать учеников выбирать аппликатуру, дающую прежде всего в музыкальном отношении лучший результат и соответствующую их физическим данным.
Логично построенная аппликатуры быстро ассоциируется с соответствующим расположением клавиш и запоминается относительно легко. По ходу занятий автоматизируется все большее количество аппликатурных формул, которые потом при чтении с листа будут уже применяться без особого внимания.
Применения «инструктивных» аппликатур приносит больше вреда, чем пользы. Принцип «более трудное - более полезное» очень вредно и затрудняет закрепление удобных аппликатур.
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА АППЛИКАТУРЫ.
Большой палец и мизинец, по возможности, не должны попадать на черные клавиши из-за их короткости, а должны приходиться на белые клавиши.
Однако, ради музыкальной выразительности иногда и большой палец, и мизинец могут попадать на черные клавиши. При их помощи легче получить мягкий, сливающий звуковой эффект, так как короткий палец, попадающий на черную клавишу, ограничивает движение остальных. Роль пальцев здесь уменьшается, звуки извлекаются вертикальным движением плеча, отчасти ротационным движением.
Мизинец чаще может брать черную клавишу, чем большой палец, потому что не заставит остальные пальцы так сильно сгибаться.
Аппликатура облегчает объединение, начертание динамического рисунка. Хорошо подобранная аппликатура разъясняет тональные связи, гармоническую структуру произведения.
В гамме D-dur, G-dur 4 палец левой руки попадает на D-E, G-A основной тон, на котором строится вся динамическая линия, играется 1 или 5 пальцем и вся гамма прозвучит едино. Поэтому встречающиеся гаммы в произведениях нужно играть одной аппликатурой. Разложенные аккорды тоже лучше звучат в такой аппликатуре, которая способствует объединению.
Ради объединения часто прибегают к сползанию пальца.
СМЕНА ПАЛЬЦЕВ.
Подкладывание большого пальца легче, если предыдущий палец находится на черной клавише. Легче и «накладывание», если после большого пальца, играющего на белой клавише, следующий накладывается на черную. Объясняется это тем, что боковое движение большого пальца требует много места. В обоих случаях позиции труднее, если тот палец, под которым должен проходить большой, находится на белой клавише.
При перемещении руки в новую позицию перекладывание средних пальцев часто дает лучшие результаты, чем подкладывание и накладывание.
Большой палец вошел в употребление для подкладывания примерно во времена Баха. Игнорирование большого пальца мотивируется тем, что чувствительный звук клавикорда тяжело переносит употребление большого пальца: подкладывание его снижает хорошее звучание.
Неудобно играть большим пальцем на верхних мануалах органа, т.к. это заставляет исполнителя высоко держать руку. На старинных инструментах клавиши были настолько короткими, что большой палец с трудом помещался даже на нижнем мануале.
И.С. Бах приписал аппликатуру к немногим своим сочинениям, среди них «Аппликация», написанная его сыну Вильгельму Фридеману, здесь тоже много перекладываний. Хорошим примером для применения перекладывания может служить аппликатура.
РОЛЬ АППЛИКАТУРЫ В ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ.
Центр тяжести кисти во время игры легче перемещать с помощью соответствующей аппликатуры. Хорошим примером этому является общественное старое правило аппликатуры, определяющее применение 3 и 4 пальцев в аккордах. Уверенность перемещения центра тяжести требует, чтобы кисть оставалась по возможности, в естественном положении: чтобы не натягивалась и не сжималась.
Если расстояние между клавишами не будет превышать расстояния между белыми клавишами - используется 4 палец, если расстояние больше - лучше брать 3 палец.
Приспособление руки при помощи аппликатуры.
Хорошая аппликатура помогает и в приспособлении руки. Если мы хотим получить звук чистый, без призвуков, то и аппликатура должна обеспечивать свободное движение руки.
Употребление 3 пальца показывает, что Шуберт хотел получить ровную звучность без призвуков. Очевидно, Лист представлял себе более виртуозный эффект, т.к. в издании под редакцией он предписывает 2 палец.
Специфика пальцев.
При создании аппликатуры нельзя упускать из виду анатомические данные пальцев. Различные пальцы в силу их различной длины и тяжести, различного положения, занимаемого на кисти - способны решать различные задачи.
Большой палец годится для извлечения одиночного звука только в мажоре - в гаммах употреблять только при завершении их и т.д. Поэтому один и тот же момент может звучать по-разному от изменения аппликатуры: применение других пальцев требует совершенно иных приспособлений или других дополнительных движений.
Фразировка.
Если при составлении аппликатуры не считаться с фразировкой, то в случае ускорения темпа или более трубной партии другой руки легко можно ошибиться. По возможности следует подбирать аппликатуру по стилям. В стиле Баха, например, с помощью перекладывания часто легче найти решение правильное с точки зрения фразировки. Правильная аппликатура помогает акцентировать нужный звук. Акцентируемые звуки, по возможности, следует брать большим пальцем. Повторные акценты всегда играются одним и тем же пальцем.
Аппликатура в секвенциях.
При игре секвенций желательно, чтобы аппликатура повторялась вместе со звеном данной секвенции. Исключение может быть только в том случае, если сохранение одинаковой аппликатуры ведет к неудобным положениям (мизинец или большой палец попадает на черную клавишу). В секвенциях Баха часто встречаются случаи смены пальцев в секвенциях, т.к. попадание большого пальца на черную клавишу обрекало бы остальные на судорожное исполнение. В гаммообразных ходах выгоднее оставить большой палец на черной клавише, т.к. этот ход удобнее играть большим пальцем.
Аппликатура тремоло.
В быстром темпе игра будет более блестящей и яркой, если к пальцевой работе прибавить эффект тремоло. Хорошим примером тому служит хроматическая гамма.
Ради тремоло 2ой палец применяется только при двух белых клавишах, лежащих рядом, в остальном же играют 1-3 пальцы. Эффект тремоло вообще требует аппликатуру через палец. Если нужно подчеркнуть тонкость гаммы, а не блеск, то в нисходящем движении СИ играется 4ым пальцем, т.к. сокращение эффектра тремоло дает более мягкий звук.
Аппликатура направления.
В мягко сыгранной хроматической нисходящей гамме употребляется 4 палец. В другом направлении такая аппликатура была бы неудобной. Причина в том, что пальцы с более высоким номером поворачивают кисть внутрь, в сторону большого пальца, вследствие чего при обратном направлении движения приходится играть пальцами более низких порядковых номеров. Таким образом, соответствующая аппликатура может помочь кисти поворачиваться в направление игры. Это и есть принцип аппликатуры направления.
Филипп Эммануил Бах в своей книге «Поиски правильного способа игры на рояле» пишет, что ы некоторых разложенных аккордах вместо общепринятой аппликатуры удобнее пользоваться 3м пальцем. «Хорошее исполнение требует часто в этих аккордах небольшого изменения в пальцах. Особенно при определенных, сверху-вниз расположенных аккордах, третий палец иногда более удобен, чем 4, несмотря на то, что он более естественен в тех же аккордах, извлекаемых одновременным ударом». В этой цитате мы находим первое формулирование принципы аппликатуры направления.
Очень существенным фактором является аппликатура направления в игре пассажей. Пассаж Т64 в C-dur будет более уверенным и более блестящим, если МИ играть 3 пальцем, а вниз он звучит хорошо только 4м пальцем.
Аппликатура с перекладыванием противоречит принципу направления, предлагая 4, 2-3 пальцы. На самом деле это оказывается тоже аппликатурой направления, т.к. 3 палец как самый длинный, перекладывается через 4 и 2. Тем самым он поворачивает кисть вверх и вниз.
Применение аппликатуры направления поможет преодолеть массу таких технических трудностей, которые при обыкновенной аппликатуре доставили бы немало забот. Аппликатуру направления следует иметь в виду только в технически трудных местах, применение ее облегчает работу руки во всех случаях, она делает нашу игру более непринужденной и, следовательно, легче автоматизируемой.
Правильная аппликатура та, которая позволит дольше всего применять без перерыва естественную последовательность пальцев. Серьезно поразмыслив, каждый пианист сумеет найти ту аппликатуру, которая окажется наиболее удобной для него. Хотя большие различия в строении руки препятствуют установлению универсальной аппликатуры, тем не менее все эти разнообразные аппликатуры должны основываться на принципе естественной последовательности.
Если педагогу приходится заменять или восполнять недостающие аппликатурные указания, то следует это делать, проигрывая сочинение в темпе (аппликатура, удобная в медленном темпе может оказаться неприемлемой в быстром).
Проблема аппликатуры одна из наиболее сложных в педагогике. В связи тс быстрым развитием музыкальной литературы взгляды в этой области непрерывно менялись. Не только ряд редакций, но и привычная аппликатура гамм подвергается критике. Возникают и новые предложения по рационализации существующих систем аппликатуры.
Не ставлю перед собой задачи осветить весь круг вопросов, остановлюсь лишь на некоторых важнейших аппликатурных принципах, с которыми педагогу следует в первую очередь ознакомить учеников:
Необходимо, чтобы ученик привыкал подбирать пальцы, руководствуясь задачами художественной выразительности, по возможности надо стремиться к естественной последовательности (следующие друг за другом клавиши нажимаются поочередно каждым пальцем, пропуск клавиши - пропуск пальца, в секвенциях все группы - одними и теми же пальцами, даже если 1 и 5 играют черную клавишу - стоит только несколько подвинуть руку в глубь клавиатуры).
Рука должна находиться по возможности в естественно-собранном положении.
Следует руководствоваться естественными особенностями пальцев (1 - для извлечения наиболее насыщенных звуков, 4 - где требуется утонченность звучания).
Большие трудности для учеников представляют места, требующие максимальной связности при помощи пальцевого легато (повторяющиеся звуки, подмена пальцев, несвязные повторяющиеся звуки, требующие звучания с одинаковой силой - исполняются одинаковыми пальцами). Затем стоит познакомить с перекладыванием пальцев, беззвучной подменой и скольжением. При перекладывании пальцев важно обратить внимание на гибкость запястья, которое должно пластично подводить пальцы к нужным клавишам. Большое значение для выработки этого приема имеет воспитание нужного ощущения в кончике пальцев: ни один палец не должен покидать своей клавиши пока другой не возьмет следующую. При скольжении важно найти наилучший угол наклона пальца. Иногда это имеет решающее значение для достижения нужной плавности звучания. Часто скольжение легато не удается из-за слишком сильного прижимания той клавиши, с которой палец дожен скользить. При снятии этого излишнего движения скольжение протекает плавно.
Один из важных принципов аппликатуры - соответствие пальцев правой и левой рук. Соответствие аппликатур достигается при противоположном движении, к соответствию надо стремиться и в параллельных движениях. Этот принцип широко разработан С.Е.Фейнбергом в очерках «Мастера советской пианистической школы».
Одной из существенных исполнительских задач является распределение голосов и элементов музыкальной ткани между руками. Изменение авторского распределения рук можно только тогда, когда это ведет к более совершенному разрешению стоящей художественной задачи. оно недопустимо в целях чисто пианистического удобства. К.Н. Игумнов говорил: «очень много внимания трачу на аппликатуру... Тут не только расстановка пальцев, но и распределение между руками. Большое значение я придаю тому, чтобфы рукам было удобно и спокойно». Шуман «Первое утро».
АППЛИКАТУРА А.ШНАБЕЛЯ.
Баренбойм, анализируя особенность игры Шнабеля, сказал: «тончайшая отделка всех, вплоть до самых мельчайших деталей (кристальная ясность фразировки и артикуляции, точность динамической нюансировки - особенно в тихом звучании, индивидуальная характеристика всех элементов (фактуры) никогда не приводила к раздробленности.»
Образы, создаваемые Шнабелем, отличались удивительной цельностью. Достигал он этого тем, что выполнение деталей было «автоматизировано» благодаря соответственно подобранной аппликатуре. Эти аппликатуры не позволяли невыполнение тех или иных частных задач. Без специального внимания пианиста руки «сами собой» по заранее продуманному плану фразировали, выполняли динамические (а иногда и агогические) нюансы, расчленяли музыкальную ткань. Аппликатуры Шнабеля родились из особенностей его пианизма и проходить мимо них мы не имеем права.
Наблюдательные люди аппликатуры Шнабеля (австрийского пианиста) считают странными. Острословы говорили, что одну из аппликатур он составил для себя, другую - для друзей, третью - для учеников, четвертую - для врагов.
Сам Шнабель говорил: «Аппликатура в моей редакции очень часто определяется целью заставить учащегося остановиться и немного поразмыслить. Иногда эта аппликатура была очень трудна - как указание, что в данном месте рекомендуется быть особенно внимательным. При более легком аппликатурном варианте от внимания ученика могло бы ускользнуть значение какого-либо важного, но скрытного элемента.»
Пытливые исполнители многократно проигрывают сонаты Бетховена шнабелевской аппликатурой и задумываясь, все-таки познают сокровенный смысл его удивительно логичной и во многих отношениях новаторской системы расстановки пальцев.
Аппликатурные приемы Шнабеля многообразны и выходят за рамки тех пальцевых последовательностей, которые применяются в учебной практике в педагогических изданиях (перекладывание, перекладывание с использованием перекрещивания и частую подмену пальцев на одной клавише, частое обращение к скольжению, причем на б2 и м3. Распределение двух рук на нотный текст, написанный для одной руки. Широко использует пятипалую аппликатуру, иногда специально ограничивает количество используемых пальцев. Шнабель всегда сообразуется с регистром, в котором расположена звуковая последовательность: он старается не пользоваться 1м пальцем в середине клавиатуры и избегает его в низком регистре (левой руки) и в высоком (правой руки). Предпочитает клавиатуру, которая влечет собранное положение пальцев (в горсточку). Такое положение способствует естественности движения рук, а нередко придает пальцам большую силу. Именно поэтому он рекомендует в быстрых последовательностях, в трелях, а иногда и в кантиленах не использовать соседние пальцы на смежных клавишах. Его аппликатуры требуют от пианиста большой гибкости и пластичности движений кисти и всей руки и способствует достижению этой эластичности и плавности.
основная цель Шнабеля - указать на то, что выбор аппликатур направлен не только на удобство рук, но и желание разъяснить музыкальную выразительность того или иного места, помогает выполнить музыкально-исполнительские задачи - фразировочные, артикуляционные, динамические, ритмические и агогические.
его аппликатура позволяет достичь идеального legato без помощи педали.
избегает подкладывать палец на относительно сильной метрической доле т.к. это часто расчленяет звуковое мнение, лишает ее связности и динамической ровности, на слабой же доле исполнитель значительно осторожнее будет пользоваться этим пальцем.
нередко играет отрывистое staccato или несвязные звуковые линии такой аппликатурой, которая не позволяет связывать звуки: ударяет несколько клавиш подряд одним и тем же пальцем. Эти аппликатуры не новы. Они изредка встречаются у Шопена и Листа.
для подтверждения акцентов он использует пальцы наиболее сильные (1 и 3), сочетает аппликатуру толчка с аппликатурой сильных пальцев. Предлагает басовый звук ударять 3м пальцем, хотя принято играть 5м пальцем. В негромком и связно-плавном произведении совсем отказывается от 1 пальца.
Шнабель изобретает удивительно «умную» аппликатуру.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ АППЛИКАТУРА.
1. А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»
2. Л.Баренбойм «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства»
3. И.Гат «Техника фортепианной игры»
4. И.Гофман «Фортепианная игра».