Воспользоваться предложением
в  2 этапа
1. Оставьте свои контакты
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:
*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:
*
2. Отправьте заявку
это поле обязательно для заполнения
Галочка
*
Скрытое поле:
Спасибо!
Форма отправлена

Методические рекомендации по предмету "Фортепианный ансамбль"

Главная
/
Мои методические разработки и программы
/
Методические рекомендации по предмету "Фортепианный ансамбль"
1714708330474
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
«АМУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ФИЛАРМОНИЯ»
 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ»

 

 

 

                                                                      

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО ПРЕДМЕТУ «ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ»

 

 

 

 

 

Выполнила:
Старший методист ГАУКАО
«Амурская областная филармония»
Брен Е.В.

 

 

 

 

 

 

г. Благовещенск
2024 год 

  Фортепианный ансамбль – составная часть обучения начинающего пианиста.

     Цели занятий ансамблевым исполнением - научиться музицировать в ансамбле, слышать не только свою партию, но и партию партнера, умение быть солистом в ансамблевом исполнении и умение обогащать главную партию, будучи исполнителем второй.

     Задачи, стоящие перед исполнителями ансамбле с педагогом или учащимся:

  1. Расширение музыкального репертуара и кругозора учащихся;
  2. Знакомство и освоение музыкального материала, не входящего в репертуар сольного исполнения;
  3. Приобретение навыков совместного (дуэтного) музицирования и творчества;
  4. Освоение специфики работы над фортепианным дуэтом;
  5. Освоение основных практический понятий и навыков фортепианного ансамбля в процессе работы над музыкальным произведением;
  6. Развитие творческих, музыкальных способностей учащегося.

 

     Результаты освоения поставленных задач данной работы в большей степени зависят от уровня методической подготовки педагога и объема предлагаемого к работе музыкального репертуара. Необходимо творческое сотрудничество всех участников процесса в стремлении к единому, целостному исполнению.

     При составлении фортепианных дуэтов педагогу необходимо учитывать не только психологическую совместимость партнеров, но и их возрастные и индивидуальные музыкальные способности.

     Выбор музыкального материала базируется на общепринятых требованиях: соответствие возрасту и возможностям учащегося, освоение произведений с постепенным усложнением исполнительских задач, постепенное расширение жанровых и стилевых границ музыкального материала.

     Грамотное формирование навыков освоения ансамблевого исполнения у учащихся требует продуманной системы с постепенным усложнением музыкальных форм и приемов, и технических исполнительских требований для каждого исполнителя ансамбля.

 

 

Основные пункты, составляющие актуальность данного методического пособия:

  1. Формирование профессиональных навыков ансамблевого исполнения;
  2. Освоение основных понятий ансамблевой игры и применение их на практике (ауфтакт, внутридолевая пульсация..)

      Регулярное чтение нот с листа во время ансамблевых занятий способствует расширению охвата нотного текста исполнителями и формированию музыкального «предслышания» у партнеров. Развивается способность охватывать не только нотный текст своей партии, но и партии партнера на несколько тактов вперед.

 

Основные методы чтения нот с листа:

  • Только глазами
  • Чтение смысловых нотных групп в гармонических последовательностях
  • Определение повторяющихся элементов, мотивов, гармонических формул
  • Определение мелодической горизонтали путем забегания глазами вперед.

    Освоение навыков чтения с листа совершенствуется с постепенным усложнением  предлагаемого нотного материала. Занятия фортепианным ансамблем предлагается проводить один раз в неделю или в составе индивидуального урока по фортепиано совместно с педагогом или учащимся, соответствующим возрастным требованиям, психологической совместимости и музыкальным способностям.

Формы контроля.

      В соответствии с учебным планом учреждения по предмету «Фортепианный ансамбль» контрольный урок предлагается проводить по окончании первого полугодия и годовой экзамен по окончании учебного года.

      Для определения качества освоения навыками ансамблевого исполнения на контрольном уроке исполняется произведение для фортепиано в четыре руки вместе с педагогом или другим учащимся в концертном виде. Уровень сложности произведения  определяется педагогом в зависимости от индивидуальной подготовки учащегося и его музыкальных способностей.

       Чтение нот с листа не требует контрольного исполнения, но по желанию может быть вынесено на контрольный урок или экзамен.

 

Предлагаемый репертуар для исполнения в ансамбле и чтения нот с листа, музицирования:

  1. Ансамбли для одного фортепиано в 4 руки. Вып.3
  2. Американская народная песня.
  3. «Брат и сестра.» Народные  песни и легкие ансамбли.

Вып. 1

  1. «Брат и сестра.» Народные песни и танцы. Вып. 2
  2. Белорусский народный танец "Бульба"
  3. Блага В. "Танец"
  4. Бекман-Щербина Е. «Три детские пьесы для 2-х фортепиано в 4 руки.»
  5. Беркович И. Соч. 30 «Фортепианные ансамбли» (по выбору)
  6. Вилькорейская Т. «Скакалочка»
  7. Витлин В. «Детская песенка»
  8. Гречанинов А. Соч 99. «На зеленом лугу»
  9.  Грузинская народная песня "Светлячок"
  10. «Избранные ансамбли.» Вып 1
  11. Иорданский М. «Песенка про чибиса»
  12. Кабалевский Д. "Про Петю"
  13. Кабалевский Д. «Наш край»
  14. Калинников В. «Тень-тень»
  15. Китайская народная песня "Огоньки"
  16. Корещенко А. «Майская песенка»
  17. Красев М. «Колыбельная»
  18. Кюи Ц. «К нам тихий ветер»
  19. Лазаренко В. "Зимняя забава"
  20. Латвийский народный танец "Рыбачок"
  21. Латышская песенка
  22. Левина З. "Тик-так"
  23. «Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки»
  24. Любачев Г. «Кот Васька»
  25. Майкопар С. Соч 29. «Первые шаги»
  26. Моцарт В. «Тема с вариациями»
  27. Моцарт Л. «Песня»
  28. Польская народная песня "На охоту"
  29. Раков Н. "На прогулке" Сборник пьес для фортепиано в 4 руки 2-3- кл. ДМШ
  30. Русская народная песня "Здравствуй, гостья - зима!" обр.Римского-Корсакова
  31. Русская народная песня "Колыбельная"
  32. Русская народная песня "Исходила младешенька" (обраб. П.Чайковского)

 

  1. Русские народные песни "Из-за дуба", "Дуня - тонкопряха"
  2. «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей.» ч.1 сост.   Ляховицкая
  3. «Сборник  для фортепиано в 4 руки.» Сост. Н. Агофонников. (по выбору)
  4. Сибирский В. "Часы с кукушкой" Фортепианные ансамбли для фортепиано в 4 руки ред. Н.Лукьянова (по выбору).
  5. Сибирский "Жили-были два кота"
  6. Сибирский В. "Тающие льдинки"
  7. Сорокин К. «Украинская колыбельная»
  8. Старокадомский М. "Что за дерево такое ?"
  9. Украинская народная мелодия "Птичка"
  10. Украинский танец "Казачок"
  11. Украинская народная песня "Ехал казак за Дунай"
  12. Украинская народная песня "Журавель"
  13. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано.» Вып.1.1-2 кл. ДМШ. Сост. Любомудрова
  14. Чайковский П. "50 русских народных песен" для фортепиано в 4 руки по выбору
  15. Чайковский П. "Мой садик"
  16. Чекалов П. «Канон»
  17. Чешская народная песня
  18. «Школа игры на фортепиано» под ред. Николаева
  19. Шуберт Ф. "Швейцарская песня"
  20. «Юный пианист.» Вып 1. Сост. Ройзман
Записаться сейчас
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Возраст ребенка:*
это поле обязательно для заполнения
Название методической работы:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо!
Форма отправлена