МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕДМЕТУ «ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ»
Фортепианный ансамбль – составная часть обучения начинающего пианиста.
Цели занятий ансамблевым исполнением - научиться музицировать в ансамбле, слышать не только свою партию, но и партию партнера, умение быть солистом в ансамблевом исполнении и умение обогащать главную партию, будучи исполнителем второй.
Задачи, стоящие перед исполнителями ансамбле с педагогом или учащимся:
Результаты освоения поставленных задач данной работы в большей степени зависят от уровня методической подготовки педагога и объема предлагаемого к работе музыкального репертуара. Необходимо творческое сотрудничество всех участников процесса в стремлении к единому, целостному исполнению.
При составлении фортепианных дуэтов педагогу необходимо учитывать не только психологическую совместимость партнеров, но и их возрастные и индивидуальные музыкальные способности.
Выбор музыкального материала базируется на общепринятых требованиях: соответствие возрасту и возможностям учащегося, освоение произведений с постепенным усложнением исполнительских задач, постепенное расширение жанровых и стилевых границ музыкального материала.
Грамотное формирование навыков освоения ансамблевого исполнения у учащихся требует продуманной системы с постепенным усложнением музыкальных форм и приемов, и технических исполнительских требований для каждого исполнителя ансамбля.
Основные пункты, составляющие актуальность данного методического пособия:
Регулярное чтение нот с листа во время ансамблевых занятий способствует расширению охвата нотного текста исполнителями и формированию музыкального «предслышания» у партнеров. Развивается способность охватывать не только нотный текст своей партии, но и партии партнера на несколько тактов вперед.
Основные методы чтения нот с листа:
Освоение навыков чтения с листа совершенствуется с постепенным усложнением предлагаемого нотного материала. Занятия фортепианным ансамблем предлагается проводить один раз в неделю или в составе индивидуального урока по фортепиано совместно с педагогом или учащимся, соответствующим возрастным требованиям, психологической совместимости и музыкальным способностям.
Формы контроля.
В соответствии с учебным планом учреждения по предмету «Фортепианный ансамбль» контрольный урок предлагается проводить по окончании первого полугодия и годовой экзамен по окончании учебного года.
Для определения качества освоения навыками ансамблевого исполнения на контрольном уроке исполняется произведение для фортепиано в четыре руки вместе с педагогом или другим учащимся в концертном виде. Уровень сложности произведения определяется педагогом в зависимости от индивидуальной подготовки учащегося и его музыкальных способностей.
Чтение нот с листа не требует контрольного исполнения, но по желанию может быть вынесено на контрольный урок или экзамен.
Предлагаемый репертуар для исполнения в ансамбле и чтения нот с листа, музицирования:
Вып. 1